EN

80 Победа!

СОТРУДНИКИ КОНЦЕРНА «АВТОМАТИКА» ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ.


В разные годы сотрудниками «Автоматики» были 542 ветерана Великой Отечественной войны.  

Из них:

  • защитников Москвы – 58 человек

  • участников обороны Ленинграда – 30 человек

  • участников Курской битвы – 15 человек

  • защитников Сталинграда – 24 человека

  • участников битвы за Кавказ – 18 человек

  • участников обороны Советского Заполярья – 18 человек


В освобождении Европы принимали участие 127 сотрудников «Автоматики». 

В том числе:

  • в освобождении Варшавы – 28 человек

  • в освобождении Праги – 18 человек

  • во взятии Кенигсберга - 49 человек

  • во взятии Будапешта – 14 человек

  • во взятии Вены – 15 человек

  • во взятии Берлина – 51 человек


За свои подвиги сотрудники «Автоматики» награждены 403 орденами и 1336 медалями. Кроме того, 136 сотрудников «Автоматики», тружеников тыла, отмечены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»


СОТРУДНИКИ «АВТОМАТИКИ» - ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Сотрудники «Автоматики»
Ветераны Великой Отечественной Войны

СОТРУДНИКИ «АВТОМАТИКИ» - ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Сотрудники «Автоматики»
Труженики тыла

 

СУДЬБА ВЕТЕРАНОВ


АС АЭРОФОТОРАЗВЕДКИ

А.А. Лузгин.jpg

Алексей Андреевич Лузгин работал в «Автоматике» недолго – всего три года, да и то в середине 60-х. Возможно, именно поэтому его личное дело, которое по-прежнему хранится в архиве предприятия, ничем не выделяется среди остальных. Обычная тонкая папка с минимальным набором документов – анкета, автобиография, заявления о приеме на работу и увольнении – вот, пожалуй, и все.  Автобиография тоже не балует обилием фактов. Есть упоминание, что участвовал в Великой Отечественной войне, но не более. Правда, просматривая анкету, глаз невольно цепляется за пункт с государственными наградами. Чтобы перечислить все, отведенного места явно недостаточно. В начале списка три Ордена Красного Знамени, два Ордена Отечественной войны, Орден Красной Звезды… И только в середине перечня видишь – медаль «Золотая Звезда». В этот момент все становится ясно: перед тобой документ, который 60 лет назад держал в руках Герой Советского Союза.

С мечтой о небе

Алексей Лузгин родился 1 февраля 1920 г. в деревне Загородье Толочинской волости Сенненского уезда Витебской губернии в крестьянской семье. Едва Алексею исполнилось десять, он вместе с родителями в поисках лучшей жизни переехал в Москву. Здесь окончил «восьмилетку» и трудоустроился подсобным рабочим на Московский электромоторный завод. Спустя несколько месяцев стал нарядчиком разъездных бригад в 1-м Московском пассажирском отделении Октябрьской железной дороги. Однако все свои мечты он связывал только с небом и самолетами, поэтому записался в Железнодорожный аэроклуб Москвы, который посещал до конца 1939 года. Следующий шаг на пути к мечте молодой человек сделал уже в следующем году – поступил в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота, еще через год – в Военную авиационную школу летчиков. 

Начинается война, высококлассные пилоты очень нужны на фронте, но командование бережет Лузгина. Старшие офицеры видят его потенциал и понимают, что, доучившись, он может стать асом экстра-класса. Поэтому молодого летчика командируют не на запад, а на восток, в Башкирию, для дальнейшего обучения в Военном авиационном училище разведчиков ВВС. Процесс подготовки проходил форсировано, и уже в начале весны 1943 года старшего лейтенанта Алексея Лузгина направили на передовую в ряды 4-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Рыцарь высоты

Являясь командиром звена, Алексей Лузгин воевал на Центральном и 1-м Украинском фронтах, принял непосредственное участие во многих знаковых сражениях и операциях второй половины Великой Отечественной войны. В его послужном списке успешное выполнение боевых заданий во время Курской битвы, в ходе освобождения Левобережной Украины, битвы за Днепр, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях. За годы войны его экипаж совершил 106 боевых вылетов на самолётах Пе-2 и Пе-3бис на аэрофоторазведку в глубокий тыл противника, отснял 160 фильмов, из которых в дальнейшем было смонтировано 275 фотосхем и 450 фотопланшетов. Однако эти цифры не могут в полной мере отразить сложность выполненных заданий и пилотажное мастерство нашего героя. Другое дело – архивные документы из государственной информационной системы «Память народа». Публикуем выдержки из них:

«…6 октября 1943 года экипаж Лузгина на самолете Пе-2 №30 в 11-10 вылетел на выполнение задания. В 11-35 на высоте 6500м. в районе станции Янов (совр. район Припяти) был атакован четверкой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф). Экипаж, отстреливаясь из пулеметов и выбрасывая гранаты АГ-2 дошел до Чернигова, далее, пикированием ушел на свою территорию…».

«…11 октября 1943 года экипаж Лузгина с 15-30 по 17-40 выполнил разведку аэродромов и войск противника по маршруту Коростень- Новоград-Волынский- Житомир. В районе Коростень самолет был подбит огнем зенитной артиллерии противника. С поврежденными моторами экипаж перетянул за линию фронта и совершил вынужденную посадку у деревни Марковцы (в 60 км северо-восточнее Киева) …».

«…17 августа 1944 года экипаж за один вылет, несмотря на противодействие зенитных средств и истребительной авиации противника, сфотографировал 11 железнодорожных узлов: Кельцы, Ченстохова, Оппельн, Бриг, Козель, Хейдербен, Богумин, Моравска Острава, Цилин, Краков и 2 аэродрома…».

«…21 сентября 1944 года экипаж Лузгина выполнил разведку в районах Краков- Моравская Острава. При выполнении двух заходов для площадного фотографирования был обстрелян огнем зенитной артиллерии- до 700 разрывов. Успешно маневрируя, экипаж выполнил задание…».

«…20 января-1945 года в районе Розенберг экипаж был атакован парой истребителей ФВ-190, от которых ушел с набором высоты в дымку…».

«…22 марта 1945 года экипаж Лузгина выполнил разведку в районах Ческа Липа- Либерец- Трутнов- Райхенбах. Был атакован парой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф), от которых ушел пикированием до высоты 800м…».

В этом ряду во многом похожих записей из-за своего драматизма выделяется одна: 

«…7 марта 1944 года экипаж самолета Пе-3 №20, вылетев в 11-30 с аэродрома Жуляны в район Шепетовка с задания не возвратился. Был сбит зенитным огнем…».

Однако, как вы, наверное, уже поняли, это был не конец. Оказавшись на вражеской территории, Алексей Лузгин переоделся в гражданскую одежду и попытался перейти линию фронта. Трижды он попадал в облавы на гражданское население, но все три раза бежал. Так оказался в селе Врадиевка (Николаевская область), которое 28 марта 1944 года было освобождено нашими войсками. А уже в мае того же года старший лейтенант Лузгин вернулся в ряды своего полка и продолжил совершать разведывательные вылеты над вражеской территорией до самого последнего дня войны. 

Человек и самолет

После окончания боевых действий Алексей Лузгин окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы и продолжил службу в строевых частях ВВС (в Прикарпатском, Забайкальском и Северном военных округах); был командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи, заместителем командиров разведывательных авиаполков. С июня 1960 года подполковник Алексей Лузгин — в запасе. На гражданке он сначала трудился директором станции дорожного обслуживания, а в 1965 – 1968 года работал техником на нашем предприятии - в Научно-исследовательском институте автоматики. О дальнейшей судьбе Алексея Андреевича известно только то, что его не стало 10 января 1977 года. 

Однако память о герое жива и по сей день. На его родине, в Белоруссии, в городе Толочине в честь него названа улица. А в России его имя получил самолёт морской авиации Су-24МР с бортовым номером RF-93597. Выбор модели самолета не случаен: такие машины используются для ведения комплексной всепогодной разведки днём или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Даже трудно представить, каких успехов мог добиться Алексей Андреевич, если бы во время войны в его распоряжении находился такой самолет.  Впрочем, и на самолетах Пе-2 и Пе-3бис он демонстрировал выдающийся пилотаж.


ЗАЩИТНИК ЛЕНИНГРАДА

Н.А. Виноградов.jpg


Научно-исследовательский институт автоматики стал последним местом работы Николая Андриановича Виноградова. Однако его выходу на пенсию предшествовала полная ярких событий жизнь боевого офицера. Там было все: и жаркие схватки Гражданской войны, и тяготы Советско-финляндского конфликта. Великую Отечественную войну он встретил сорокалетним полковником, начальником штаба 70-й стрелковой дивизии. На тот момент за его плечами уже скопился внушительный боевой опыт, но и задача стояла нетривиальная – любой ценой защищать подступы к Ленинграду. 

В начале июля 1941 года, в связи с ухудшением положения советских войск под Новгородом, 70-ую стрелковую дивизию, в которой служил Николай Виноградов, перебросили на Северо-Западный фронт для усиления 11-й армии. В ее составе полковник участвовал в контрударе РККА под Сольцами. Несмотря на то, что окружить и уничтожить врага не удалось, наступление немецких войск получилось замедлить практически на две недели. Правда, 13 августа подразделение Николая Виноградова попало в окружение, но благодаря его своевременным тактическим действиям сумело выйти из-под огня, соединиться с частями 55-й армии и продолжило вести оборонительные бои в Ленинградской области в районе Усть-Тосно, Ям-Ижора, Красный Бор и Колпино. 

28 января 1942 года Николая Виноградова переводят в 11-ю стрелковую дивизию, которая в этот период вела бои на Волховском фронте. В ее составе Николай Андрианович принимает участие в планировании Любанской наступательной операции. Его очевидный стратегический талант не остается незамеченным со стороны руководства и 6 августа 1942 года Николая Виноградова назначают командиром 294-й стрелковой дивизии. Повышение случилось перед началом Синявинской операции. Для ее успешной реализации Николай Виноградов должен был обеспечить прорыв обороны противника у села Гайтолово и организовать наступление на деревню Арбузово. И сначала все шло довольно успешно. В первый день наступления советские пехотные части при поддержке плавающих танков Т-38 сумели захватить несколько плацдармов у Московской Дубровки, Арбузово и Анненского. Немецкому командованию пришлось усилить оборону на этом направлении, перебросив сюда часть сил 12-й танковой дивизии и 28-ю лёгкую пехотную дивизию из района Синявино. Это несколько облегчило положение войск Волховского фронта. Однако наступление на Арбузово забуксовало. 

Справка

Николай Андрианович Виноградов - советский военачальник, полковник, участник Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн.

В ноябре 1918 года вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, в 1-й Московский продовольственный полк, воевал на Южном фронте. 

В 1922 году проходил учёбу на курсах заведующих оружием при Высшей тактико-стрелковой школе комсостава РККА им. III Коминтерна, в 1931 году окончил высшие офицерские курсы «Выстрел».

В должности комиссара штаба 15-й армии участвовал в Советско-финляндской войне 1939—1940 годов.

В 1941 – 1945 гг. - участник Великой Отечественной войны, начальник штаба и командир нескольких стрелковых дивизий.

С октября 1946 г. – преподаватель Военной академии им. М. В. Фрунзе. В декабре.1955 г. - уволен в запас. В 1956 – 1961 гг. работал в Научно-исследовательском институте автоматики на должности техника-офицера.  

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Советские войска несли большие потери (только за период с 26 по 29 сентября погибли 8244 солдата и офицера 86-й, 70-й стрелковых дивизий и 11 стрелковой бригады), но развить наступление не получалось даже несмотря на то, что на левый берег Невы удалось переправить 26 танков. В результате ответного удара они были уничтожены, а спустя несколько дней части 12-й танковой дивизии противника сумели ликвидировать на этом направлении все советские плацдармы.  

За невыполнение боевой задачи Николай Виноградов отстранили от должности и отдали под суд. Военным трибуналом 8-й армии 9 сентября 1942 года в открытом судебном заседании его признали виновным по ст. 198-17, п. «б» УК РСФСР и приговорили к расстрелу с лишением воинского звания «полковник». Через пять дней приговор смягчили: расстрел заменили десятью годами исправительно-трудовых лагерей без лишения воинского звания и поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора до окончания боевых действий. 

В октябре 1942 года осужденного Николая Виноградова назначили командиром 320-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии 8-й армии Волховского фронта. В начале декабря его подразделение вошло во 2-ю ударную армию и в январе участвовало в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. На этот раз все поставленные боевые задачи были успешно решены, и 23 марта 1943 года Военный трибунал 2-й ударной армии за проявленное отличие в боях освободил Николая Виноградова от наказания со снятием судимости. 

С 6 мая 1944 года Николая Виноградова назначили на должность командира 196-й стрелковой Гатчинской Краснознаменной дивизии. До июля 1944 года дивизия занималась боевой подготовкой, находясь в резерве Ленинградского фронта. Затем в составе 1-й ударной и 67-й армий 3-го Прибалтийского фронта участвовала в Псковско-Островской, Тартусской, Прибалтийской и Рижской наступательных операциях. 26 сентября 1944 года подразделение, вверенное Николаю Виноградову, вышло на побережье Рижского залива, тем самым завершив полное окружение приморской группировки противника. Конечно, до ее полного разгрома еще оставались месяцы, однако Ленинграду теперь уже точно больше ничего не угрожало. Полковник Виноградов мог быть доволен собой: главную боевую задачу он с успехом решил.