Блок СКЗИ тахографа

24 ноября 2020

Что такое блок СКЗИ тахографа

СКЗИ (средство криптографической защиты информации) - это криптопроцессор, который шифрует данные тахографа и записывает их в собственную память. СКЗИ монтируется в корпусе самого тахографа, а далее тахограф пломбируется. Сведения об установленном СКЗИ заносятся в паспорт тахографа.

Если СКЗИ на тахографе не установлено, сломано или не активировано, он не может осуществлять запись данных в свою память и не способен осуществлять работу в установленном режиме.

Память СКЗИ ограничена. Также данное шифрующее устройство называют навигационным криптографическим модулем (НКМ) тахографа.


Основные элементы НКМ:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющая система;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

НКМ работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать в автономном режиме, питаясь от резервной батареи. Блок НКМ совместим с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории Российской Федерации. 

Функции устройства и особенности использования

Наличие блока СКЗИ обеспечивает хранение информации в тахографе в зашифрованном виде, а также возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных и защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранности данных способствует регулярная замена блока НКМ. Защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только на тех предприятиях, которые имеют соответствующее разрешение. Также блок НКМ подлежит замене и при смене владельца авто, и при внесении изменений в регистрационные данные.

Когда нужно менять блок СКЗИ

Тахограф с блоком НКМ может использоваться исключительно на одном транспортном средстве, информация о котором была в него занесена при активации. Так как срок действия электронного ключа, , составляет три года, согласно действующим законодательным нормам, блок также подлежит обязательной замене каждые 3 года. За это время ресурсы хранения данных исчерпываются и его обязательно нужно заменить на новый. Без замены блока дальнейшая эксплуатация тахографа будет невозможной – он просто заблокируется. Также блок НКМ подлежит замене и при смене владельца авто и при внесении изменений в регистрационные данные.

Важно отметить, что любое вмешательство в работу блока НКМ со стороны водителя является абсолютно неразумным. Такие действия ни к чему не приведут, кроме негативных последствий – они всё равно будут зафиксированы и обнаружены.


Кто может провести замену блока СКЗИ

Как уже отмечалось ранее, блок НКМ подлежит обязательной замене после 3-х лет эксплуатации и осуществлять замену может только лицензированная организация. Самостоятельная замена блока водителем является невозможной. Так как блок НКМ тахографа приписан к конкретному транспортному средству, то при смене собственника или при внесении изменений в регистрационные данные транспорта это устройство неизбежно потребуется заменить. При активации блока все данные о транспортном средстве и собственнике вносятсяв систему, далее любые корректировки основных сведений потребуют установку нового блока НКМ. Блок, как и сам тахограф, может выйти из строя по причине ДТП или быть существенно поврежден, что также вызовет необходимость замены прибора.

Для замены блока необходимо обратиться в организацию, которая предоставляла блок изначально или в любую стороннюю организацию или мастерскую, которые могут предоставить новые блоки НКМ и гарантировать качество предоставляемых услуг (имея лицензию ФСБ).

При замене блока НКМ тахографа нужно будет учесть расходы на такие услуги, как демонтаж тахографа, демонтаж блока НКМ, его деактивация, монтаж нового блока НКМ, монтаж тахографа, активация блока НКМ и настройка тахографа. Для экономии средств и получения надёжного результата стоит рассматривать предложения мастерских, готовых предложить новый блок в пакете со всеми сопутствующими услугами.

Активация и эксплуатация блока

Активация блока также, как и все другие действия с ним, производится только в организации, имеющей соответствующие допуски и лицензию ФСБ России. Проверить организацию на соответствие данным требованиям можно на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Последовательная активация блока происходит следующим образом:

  • Специалист активирует блок с помощью специальной карты;
  • Организация запрашивает и получает специальный ключ для активации СКЗИ;
  • Ключ переносится на карту специалиста, и на заключительном этапе осуществляется активация СКЗИ.


Необходимость покупки и установки СКЗИ (Наказание за отсутствие СКЗИ)

Проверку транспортного средства на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут осуществлять сотрудники ГИБДД или Ространснадзора. Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель транспортного средства обязан знать, как использовать тахограф, а также должен иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-то причине не может ее предоставить, сотрудник ГИБДД имеет право задержать водителя за нарушение эксплуатационных правил устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению транспортным средством без наличия тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

После изменений, внесенных ФЗ №216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:

  • Для водителя - 3 000 - 5 000 рублей;
  • Для должностного лица - 7 000 - 10 000 рублей;
  • Для ИП - 15 000 - 25 000 рублей;
  • Для юридического лица - 20 000 - 50 000 рублей.
  • В 2019 году АО «Концерн «Автоматика» вышло на рынок НКМ тахографа и было внесено в базу ФБУ «Росавтотранс» как производитель НКМ тахографа с версией программного обеспечения v.2.11. Данное устройство стало для Концерна одним из продуктов, реализуемым в рамках стартовавшей в 2018 году программы диверсификации.

    Программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство блок СКЗИ тахографа «Навигационно-криптографический модуль «НКМ-2.11» является компонентом тахографа, предназначенным для проведения процедур аутентификации объекта и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устройство представляет собой средство защиты информации класса КС3 и способно противостоять соответствующим кибератакам. С помощью НКМ 2.11 повышается безопасность автотранспортных перевозок и обеспечивается контроль режима эксплуатации транспортного средства.

    В 2019 году Концерн «Автоматика» заключил контракт с одним из крупнейших транспортных предприятий России - АО «Автовазтранс» на первую поставку блоков НКМ тахографа. Кроме того, на базе дочернего предприятия Концерна «Автоматика» ОАО «МТУ «Альтаир» развернута мастерская по обслуживанию тахографов. Таким образом, Концерн оказывает комплексные услуги для удовлетворения нужд заказчиков.

    Концерн «Автоматика» вышел на рынок навигационно-криптографических модулей тахографа в 2019 году, но уже является одним из лидеров данного направления. В начале 2020 года Концерн поставил более 7 тыс. навигационно-криптографических модулей (НКМ) тахографов в интересах крупнейших отечественных компаний-производителей. В середине 2020 г. Концерн «Автоматика» получил заказ на производство более 13 тысяч единиц НКМ тахографа. Концерн поставляет продукцию в интересах крупнейших отечественных компаний-производителей тахографов, дочерних организаций и тахографических мастерских. Компания отмечает значительный интерес к данной продукции со стороны заказчиков.


Будьте в курсе актуальных новостей