Интервью Сергея Ширяева для еженедельника «Звезда»

21 октября 2019
Интервью Сергея Ширяева для еженедельника «Звезда»
Сергей Ширяев: «Атака на НПЗ в Саудовской Аравии показала необходимость кардинально менять подход к защите важных государственных и инфраструктурных объектов»

О том, как дроны разогрели нефтяной рынок и почему в борьбе с беспилотными летательными аппаратами импульсы эффективнее ракет и снарядов, о «неисчерпаемом» боезапасе средств радиоэлектронного подавления и искусственном интеллекте антитеррористической направленности, а также о том, как небо над авиабазой Хмеймим сделали практически непроницаемым для средств воздушного нападения, еженедельнику «Звезда» рассказал главный конструктор Концерна «Автоматика» Сергей Ширяев

«Пищаль» - это «ружьё». Не требует ни особой подготовки оператора, ни специальных знаний. Увидел цель, нажал на курок - и началось радиоэлектронное воздействие»

- После Сирии комплексы противодействия беспилотным летательным аппаратам, которые выпускает Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех, в рекламе уже не нуждаются. Так давайте, Сергей Александрович, начнем не с ассортимента, а с анализа ситуации. В курсе, надо полагать, какие силы и средства участвовали в атаке на нефтяные заводы Saudi Aramco в Саудовской Аравии?

- В основном это были тяжелые БЛА (беспилотные летательные аппараты) дальнего радиуса действия. Насколько мне известно, летели они по инерциальным системам навигации, не требующим внешнего управления. Обычно такие БЛА выходят на дистанцию удара в режиме радиомолчания, получая подтверждения и корректировки по выбору цели на последних минутах полета. Предполагаю, по спутниковым каналам. Но странно то, что эти, в общем-то, немаленькие изделия не были обнаружены радиолокационными средствами противовоздушной обороны. Ведь сейчас техника способна обнаруживать даже миниатюрные дроны, к примеру, последняя разработка Ростеха видит цели с отражающей поверхностью от 30 квадратных сантиметров. В ноябре в ОАЭ пройдет выставка Dubai Air Show, на которой предприятия Ростеха, в том числе Концерн «Автоматика», покажут новинки в области противодействия БПЛА. Уже сейчас мы видим заинтересованность со стороны стран Ближнего Востока.

- Судя по тому, что после атаки на Saudi Aramco цена за баррель скакнула сразу на 19%, удар был нанесен грамотно?

- Абсолютно. И готовятся подобного рода операции не за один день. Мы, конечно же, провели тщательный разбор этого события, чтобы в рамках концерна скорректировать научные и научно-практические исследования.

- И каков результат?

- Ростех предлагает широкую линейку систем, которые позволяют эффективно обнаруживать БЛА и обеспечивать комплексную защиту от них на ближних и дальних подступах. Исполнения могут быть различными: стационарные, мобильные и переносные комплексы, модульные системы для покрытия объектов практически любой площади, и так далее. Продукция «Автоматики» занимает в этом сегменте свою уникальную нишу. Например, мы выпускаем комплекс в ружейном форм-факторе, очень простой в применении — это «Пищаль» или «Пищаль - ПРО». Это «ружье» не требует ни особой подготовки оператора, ни специальных знаний. Увидел цель, нажал на курок — и началось радиоэлектронное воздействие: выключаются средства связи, управления, навигации, и БЛА оказывается в состоянии прострации. Например, беспилотные летательные аппараты самолетного типа просто падают.

- То есть у них едет крыша...

- Именно так. БЛА квадрокоптерного типа с продвинутой электроникой управления, к которым можно отнести продукцию компании DJI, имеют большой запас помехоустойчивости и по принципам построения близки к военным системам, но БЛА — существа нежные, и когда нет пространственной ориентировки, результат такой же — плоский штопор... Так что боец, вооруженный «Пищалью», в своей зоне охранения — и один в поле воин.

- В пределах остроты собственного зрения, конечно?

- Фактически, но в последнее время мы уделяем особое внимание наращиванию возможностей и самих комплексов, и подсистем обнаружения целей. Комплексы у нас многопрофильные и на одной позиции могут дополняться средствами радиолокационного наблюдения. Тем более, что малогабаритный радиолокационный комплекс по весу не превышает три килограмма и позволяет обнаруживать цели с эффективной площадью рассеивания не более одной сотой квадратного метра в радиусе до полутора километров. Кроме этого, в комплект вооружения может входить переносной комплекс радиотехнической разведки. Это такой «свисток», который не морочит голову оператору ни амплитудно-частотными, ни частотно-временными характеристиками, а просто подает сигнал — звуковой и вибрационный. Сообщает, что в зоне обнаружения на дальности до полутора-двух километров находится БЛА и указывает сектор. Остается навести «Пищаль» на объект.
Остальные комплексы противодействия работают по такому же принципу, только увеличивается дальность обнаружения и добавляется возможность идентификации цели. Так вот, многофункциональный комплекс «Сапсан-Бекас» способен обнаруживать цели на дальности до 10 километров. А модуль оптико-электронной и визуально-оптической разведки на дальности 4,5 — 5 километров в состоянии определить даже тип БЛА. Это важно, чтобы по случаю не поразить свой беспилотник.

- «Свой-чужой» определяете по характеру засветки?

- По засветке и по анализу результатов радиотехнической идентификации. Для этого имеется обновляемая база данных. Наши комплексы, они ведь обучаемые.

- С искусственным интеллектом?

- С элементами искусственного интеллекта. После каждого применения комплекс получает, скажем так, новые «впечатления», которые потом учитываются при оценке обстановки.

- А почему вы монтируете «Сапсан - Бекас» на «Газели» или «Форде Транзите»? Так комфортнее?

- У нас есть опыт монтажа и на «Тигре». Но противодействие БЛА — это не только военная задача, но и важнейшая составляющая борьбы с терроризмом вообще. Пользователями наших средств противодействия беспилотникам являются службы безопасности топливо-энергетического комплекса, химической и даже фармацевтической промышленности, надеюсь, что уже в ближайшее время присоединится и «Росатом». Не побоюсь показаться нескромным, но мы стоим на страже интересов всего государства. Кстати, если система не поднята над крышей автомобиля, «Сапсан-Бекас», не отличить от маршрутного такси — скрытность обеспечена, чего мы и добивались.

- Представим ситуацию, что к важному гражданскому объекту приближается беспилотник с невыясненными намерениями. Можно поразить его огневыми средствами, а можно, используя разработки Ростеха, как вы говорили, сбить с толка...

- Я бы сказал, что наш способ более изящный, более технологичный и не травмирует психику окружающих. Кстати, о психике и физическом здоровье. Все наши средства имеют гигиенические сертификаты, поэтому их смело можно применять в общественных местах.

- Противодействие БЛА — проблема достаточно новая. А когда она стала актуальной?

- Инженерную мысль подтолкнула ситуация с терроризмом — надо было создать системы защиты объектов от воздушных угроз, а потом и события в Сирии. Наша группировка безусловно нуждается в средствах противодействия БЛА. Тем более дроны, которые периодически атакуют российскую базу в Хмеймим, только на вид самоделки. Авионика у них очень «взрослая» - не хуже комплектов, которые используются в таких изделиях, как Global Hawk.

- Многие российские изделия уже прошли испытания в Сирии. А ваши комплексы испытывались в боевой обстановке?

- Станция радиоэлектронного подавления средств связи и управления БЛА «Купол -ПРО» испытывалась, это известный факт.

- И как эффективность?

- Военные говорят, что наши разработки наиболее оптимальны с точки зрения цены и качества, да и боевая эффективность у них очень приличная.

- А экспортный вариант у «Купола» есть, или это изделие только для внутреннего пользования?

- Есть и экспортный вариант. В чем преимущества этого изделия? Фактически оно не предполагает использования средств разведки. Когда планируется какое- то мероприятие, включается аппаратура, и над объектом возникает некая незримая полусфера, которой безразлично, с какого направления и в каком количестве приближаются БЛА, - равномерное электромагнитное поле зонтиком накрывает всю территорию. Причем помеховые сигналы, которые создает «Купол», — это не просто энергетика, это еще и сложные виды модуляции, я бы сказал - хитрые, позволяющие оказывать воздействие на самые глубинные процессы, происходящие в устройствах управления и связи беспилотных летательных аппаратов. Поэтому мощности не высоки, а эффективность достаточная для того, чтобы гарантировано «прикрыть» любой объект. Например, стадион. А на ходу «Купол» может сопровождать, скажем, автомобильные гонки или аналогичные спортивные мероприятия. В общем, вещь полезная. Когда разрабатывался «Купол», мы исходили из того, что это должен быть многофункциональный комплекс, который можно применять и в стационарных, и в мобильных условиях. Комплекс быстро разбирается, легко укладывается на специальных направляющих в багажник, и уже ничем не отличается от обычного автомобиля.

- Как считаете, «Купол» не пробиваем?

- В нашей сфере тоже идет своего рода соревнование снаряда и брони. И вероятные «партнеры», конечно же, стремятся обойти возможности «Купола», но и мы не стоим на месте - совершенно не отстаем, а по ряду характеристик и параметров даже опережаем.

- Отменить физику, как известно, ещё никому не удалось. Стало быть, ваши устройства могут воздействовать не только на БЛА, но и на другие объекты воздушного нападения?

- Безусловно. Скажу так: наши системы специально для противодействия стрельбовым или авиационным комплексам не разрабатывались. Но при необходимости нам не потребуется перенастраивать производственные линии.

- Не секрет, что система ПВО Saudi Aramco американского происхождения и безумно дорогая. Так стоит ли она своих денег?

- Нефтеперегонные заводы Saudi Aramco по нашей классификации относятся к объектам критической инфраструктуры. Точной информации не имею, но в рамках информации из открытых источников, там была сделана ставка на классическую ПВО — это средства радиолокационного обнаружения соответствующих диапазонов и средства огневого поражения: автоматические пушки, ракетные комплексы и так далее. Мы же исходим из того, что стоимость среднего БЛА, не самого дорогого, находится в пределах 10 тысяч долларов, а ракетный залп по этим средствам, причем с неизвестным результатом, обходится в сотни тысяч долларов. Ну и боезапас, естественно, расходуется... А у средств подавления БЛА электронные «патроны» всегда в наличии, ничего не расходуется, кроме заряда аккумуляторных батарей.

- Кстати, о патронах. Кто это придумал назвать сложное электронное устройство архаичной «Пищалью»?

- Имя собственное этому изделию дал я, движимый исключительно большим уважением к истории и традициям российских оружейников. Считаю, пищали для защиты страны свое дело сделали, а мы делаем сегодня.

Будьте в курсе актуальных новостей